Нам исполнилось 145 лет!

Основная версия сайта
Версия сайта для слабовидящих

.
Самым первым сельским народным училищем, созданным после постановления о народных школах 1864 года, было в Архангельской губернии народное училище в Курострове (Ломоносове) на так называемый «Ломоносовский капитал».
История создания ломоносовского капитала была такой: «В 1865 году по случаю столетия со времени кончины М. В. Ломоносова по инициативе Архангельского губернского статистического комитета» (своего рода общественная организация, возглавляемая по положению гражданским губернатором) «с высочайшего разрешения» была открыта всероссийская подписка на сооружение памятника «первоначальнику русской науки на его родине в деревне Денисовка Холмогорского уезда, а также на стипендию одному гимназисту в Архангельской мужской гимназии, выходцу из крестьян».
К июлю 1866 года сумма сборов превзошла все ожидания инициаторов: на памятник вместо предполагаемых 500 рублей было собрано 4 тысячи, и взносы продолжали поступать из самых разных мест России и от самых разных слоев населения — от высокопоставленных особ до кре­стьян, учителей и воспитанников учебных заведений. Примерно столько же средств было внесено и на стипендию им. Ломоносо­ва. По первой части взносов было принято решение: просить разрешения оставить 500 рублей на памятник, остальные день­ги, как и последующие взносы, «израсходовать на школу в Куростровской волости, в деревне, где родился Ломоносов». Такое разрешение вскоре было получено.

3 октября 1868 года состоялось открытие Ломоносовского сельского народного училища имени М.В.Ломоносова, первое в России получившее имя Великого учёного, в том же году Куростровская волость была переименована в Ломоносовскую. Для училища был нанят четырехкомнатный дом «у крестьянки Ирины Его­ровны Лопаткиной, правнучки сестры Ломоносова». Две комнаты были оборудованы, «как и все городские училища», под классы, одна - для библиотеки и «сборной для учеников с вешал­ками по стенам и сосудом для воды». Четвертая комната - для учителя. Первым учителем Ломоносовского училища был Алексей Парфенович Широкий. «Русский крестьянин Мезенского уезда деревни Долгощелье, научился грамоте, уразумел ее по­рядком, теперь могу и других обучить»,— так характеризовал он себя в день открытия училища. Методическую подготовку он прошел в Соломбальском приходском училище у Е. Ф. Коржавина. День 3 октября 1868 года был обставлен торжественно. Родину М. В. Ломоносова «почтил своим присутствием» граж­данский губернатор С. П. Гагарин «в полной парадной форме», приехал директор губернских училищ К. Б. Пилацкий и другие члены губернского Статистического комитета. Пришли жители окрестных селений, присутствовали ученики и ученицы Холмогорского двухклассного приходского училища «с наставником и наставницей», родня М. В. Ломоносова. Во вновь открываемое училище поступило 52 ученика. В речах выступающих красной нитью проходила мысль, что деньги на Ломоносовское училище собраны «со всей земли русской», чтобы «детям его родины книжное обучение... досталось бы не с таким трудом, с каким досталось Михаилу Васильевичу» и что добрая слава об уче­никах школы села Ломоносова «будет вековечным памятником их великому земляку»

Назначение светского учителя наряду с законоучителем (а им оставался тот же священник Александр Васильев) дало возможность вести регулярные занятия в старшем, младшем и среднем отделениях училища. Программа обучения включала теперь не только обучение старославянскому чтению и молит­вам, но и чтению гражданской печати, арифметике, письму, на­глядному обучению (сюда относились первичные исторические, географические и биологические сведения, при обучении кото­рым широко использовалась изобразительная и предметная наглядность). В одном из отчетов о деятельности этого училища оказано: «…Учение во все дни продолжалось 5 часов, в субботу же по 4 часа. Число недельных уроков полагалось у учителя 28, и у законоучителя 22... Законоучитель вел, кроме Закона Божия, славянское чтение, частично чтение гражданской печати, письмо в старшем отделении и уроки пения».

В 1870 году было решено построить специальное здание для Ломоносовского училища. На это использовались дополнительно собранные средства в сумме 784 рубля 50 копеек — 150 руб­лей из них были пожертвованы обществом крестьян Ломоносов­ской волости и 200 рублей 50 копеек присланы губернским Ста­тистическим комитетом. Имелось в виду и создание интерната для детей, живущих в дальних селениях - первого интерната в истории сельских школ в губернии. Емецкие крестьяне передали Ломоносовскому училищу еще недостроенное здание, предназ­начавшееся в свое время Губернской палатой государственных имуществ для женского ремесленного училища. В Емецке те­перь было создано одно сельское училище, которое помещалось в здании бывшего мужского хозяйственно-ремесленного учили­ща. Разобранное здание было перевезено за 80 верст в Ломо­носовскую волость и поставлено неподалеку от места, где рань­ше была изба рыбака Ломоносова. Помещения для двух клас­сных комнат были более светлыми и обширными, чем в прежнем наемном доме, отдельная комната отводилась для тех, «кто будет приходить из отдаленных деревень». Действительно, кре­стьяне из соседних селений (хотя кое-где и была первоначаль­ная церковная школа) предпочитали посылать своих детей в Ломоносовское училище — «там и учитель светский и учат луч­ше». Занятия в новом здании начались 8 сентября 1871 года.

По отчетам 1876 года в Ломоносовском училище были дети из Ровдогорского, Ухтостровского, Вавчугского, Чухчеремского се­лений Холмогорского уезда и даже из Леуновской волости Пинежского уезда. В 1872 году на достройку здания, его утепление, обшивку тесом, осушку места были использованы и 500 рублей, оставленные на сооружение памятника М. В. Ломоносову на его родине. Школьное здание стало одним из лучших среди сельских заведений губернии, местом, куда приходили и жители окрестных деревень.

Первым событием в новом школьном здании с приглашением родителей учеников было празднование нового 1872 года с украшенной елкой—невиданной раньше учениками. Разнесся к тому же слух, что приехавшие из Архангельска гим­назисты покажут сценки. Народу собралось так много, что неко­торым пришлось остаться в коридоре и даже на улице. Пред­ставление гимназистов, как писала газета «Архангельские гу­бернские ведомости», положило начало «первому русскому на­родному театру». Игра гимназистов так понравилась, что «не­которые крестьяне высказались, что им хотелось бы, и они су­мели бы сыграть также».
30 января и состоялся первый спектакль, в списке исполнителей ролей которого были крестьяне. Правда, в день представления двое из «артистов» так разволно­вались, что не смогли выйти на сцену и их пришлось заменять учителю школы А. П. Широкому и жене уездного попечителя училищ Личкова. На представление пришли все, кто мог. Вход в народный театр при Ломоносовском училище был бесплат­ным. 13 февраля состоялся второй спектакль народного театра. Крестьянин Дмитрий Васильевич Петухов «почти безмездно» приготовил занавес с изображением Ломоносовского училища и его окрестностей и декорации к спектаклю «Добровольное признание или беда от пьянства». «Зрителей было едва ли не больше, чем на первом спектакле, хотя в окрестностях было до 10 свадеб». Народные представления в Ломоносовском учили­ще продолжались в зимнюю пору в течение ряда лет.

В феврале 1874 года в Ломоносовском училище состоялись первые публичные чтения для крестьян, собравшие около 200 человек. Программа чтений включала разъяснение нового поста­новления о воинской повинности, чтение рассказов учителем Василием Григорьевичем Сосниным, сменившим в 1872 году А. П. Широкого, и чтение двух басен И. А. Крылова. Как писали «Архангельские губернские ведомости», «чтение всех статей про­должалось несколько более полутора часов. Внимание присутст­вовавших к чтению было, можно сказать, изумительное. Оно во все время чтения не нарушалось ни одним движением».
Вторые публичные чтения состоялись через неделю и вновь собрали большую аудиторию, несмотря на сильную метель. Чте­ния проводились в течение ряда лет довольно регулярно. На не­которых из них крестьян обучали грамоте. Первое занятие та­кого рода провел директор гимназии К. Б. Пилацкий.

Можно сказать, что Ломоносовское училище было первым народным училищем в Архангельской губернии не только по названию, но и по содержанию своей работы, распространению знаний среди крестьян, приобщению их к культуре.

В начале 90-х годов здание Ломоносовского училища требо­вало постоянных и значительных затрат на ремонт и уже не представляло удобства для размещения классов. В 1892 году по инициативе статистического комитета и на средства, пере­данные им, там же, на месте бывшей Ломоносовской усадьбы, было построено здание училища, сохранившееся до настоящего времени.

Академия наук с 1901 года стала почётным попечителем куростровского училища им. Ломоносова. 14 ноября 1904 года состоялся в училище праздник, посвящённый реорганизации училища из одноклассного в двуклассное. На празднике инспектор народных училищ лично вручил всем учащимся подарки от Российской Академии Наук – биографии Ломоносова. 3 января 1905 года в здании училища впервые состоялась ёлка для крестьянских ребятишек. Накануне 200-го юбилея со дня рождения Ломоносова в училище обучалось 100 детей. Старое школьное здание уже не могло удовлетворить и разместить двухклассное училище. Назрела необходимость в сооружении нового здания. В этом деле инициативу проявило Российская Академия Наук. Она выделила из своей казны деньги для заготовки леса. Ещё раньше в Денисовку приезжал из Петербурга в 1903 году знаменитый архитектор Иванов для определения места под постройку здания.
9 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие нового здания, а построили его за один год и 7 месяцев /4-е здание школы/. Почётным попечителем училища стал действительный секретарь Петербургской академии Наук Ольденберг.

С 1907 года в двуклассном Ломоносовском училище на пяти отделениях обучается 114 человек их обучает три учителя. Несмотря на то, что теперь, казалось, были все условия для массового охвата крестьянских детей обучением в течении года ежегодно из школы отсеивалось много учеников по причине неимения у детей тёплой одежды и обуви в зимнее время и ввиду занятости на весенне–осенних работах, Большое количество учащихся оставалось на второй год. Из 100 человек ежегодно заканчивало 7 –9 учащихся.

В 1921 году при Ломоносовской школе была создана из учащихся столярная группа из 23 человек. По решению педагогического совета был открыт интернат при школе.
С 1932 года школа им. Ломоносова стала семилетней.
С 1959 года школа была реорганизована в восьмилетнюю.
В период 50 – 60 годов восьмилетняя школа, возглавляемая Митиным Александром Ивановичем, добилась значительных успехов в учебно-воспитательной работе. Кружок юных натуралистов, руководимый учительницей биологии Сидоровой Эмилией Николаевной за высокие показатели в юннатской работе был участником Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки была вся восьмилетняя школа. Она награждена была медалью и премией – получила мотоцикл, а юннатский – радиоприёмник «звезда». Хорошая работа юннатского кружка заслуживала внимания и обобщения. Директора школы и руководителя кружка заслушивали в Москве на коллегии в Министерстве Просвещения РСФСР.

В 1978 году в селе была построена новая школа /5-е здание школы/.

В 1991 году школа была реорганизована в Ломоносовскую среднюю общеобразовательную школу.

С 1990 года и по настоящее время директором школы является Шеремет Николай Сергеевич, который внёс большой вклад для развития школы. С 2003 года на базе МОУ «Ломоносовская средняя общеобразовательная школа» открылась вечерняя школа.

В школе кабинеты оснащены по всем новейшим требованиям, оборудован современный компьютерный класс. Все кабинеты подключены к Интернету, устанавливается интерактивное оборудование во всех классах. В начальной школе каждый школьник обеспечен персональным компьютером. Со второго класса изучается английский язык, в 9 классе осуществляется предпрофильное обучение (физико-математический и гуманитарный профили). Также в школе оборудована творческая мастерская художественной резьбы по кости, где ребята могут получить начальные навыки по выполнению рисунка, живописи и лепке.

В состав школы входит структурное подразделение детский сад №20 «Рябинушка».

Для физического развития и укрепления здоровья школьников спортивный зал оснащён современным спортинвентарём (лыжи, мячи, тренажёры, теннисные столы). На спортивной площадке установлены спортивные городки для детского сада и для школьников. В школьную библиотеку приобретены полные комплекты учебной и художественной литературы для учащихся.
В 2011 году к 300-летию М.В. Ломоносова в школе произведена замена всех окон на пластиковые, заменена система отопления и батареи отопления, заменена электропроводка и светильники, произведена установка вентилируемого фасада всего здания школы, проведен капитальный ремонт столовой и спортивного зала.



.
.